+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
3 марта / 16 марта.
Евтропий
День мч. Евтропия.
Говорили: «Евтропий — снег топит», «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день надо было поле крест-накрест обойти, чтобы внимание солнца привлечь, на поле заставить снег топить.
Лазарева Марина. Снежное поле.
Снег тает на солнце, потом снова замерзает, а ветер приносит свежий снег и получаются такие причудливые узоры, похожие на песчаные дюны
Но с солнцем были шутки плохи. Надо было знать, как себя с ним вести. В народе говорили: По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают. Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. «Солнце за тучку садится — к дождю; в краснах — к ведру».
Ветер за солнцем — к ведряной погоде. Солнце садится в морок — дождь будет. Солнце садится в облако — другой день ненастье.
1067 г. Вел. кн. Изяслав I Ярославович на р. Немизе разбил полоцкого кн. Всеслава.
Язеп Дроздович. «Всеслав Полоцкий», 1923
Обе рати встретились на р. Немизе. Шел сильный снег, тем не менее битва началась и была весьма жестокой.
Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ)
Много людей пало с обоих сторон, но в конце концов Изяслав победил.
1572 г. Явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Волоколамская».
икона Пресвятой Богородицы «Волоколамская».
1669 г. Милославская Мария Ильинична
Первая Жена Царя Алексея Михайловича (с 1648 г.), мать его пяти сыновей и восьми дочерей.
Родилась 01.04.1626.
Изображение царицы Марии Ильиничны
на иконе «Кийский крест», изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы
Царицу погребли в Вознесенском девичьем монастыре. Панихиды, большие раздачи милостыни (в богадельни и нищим посылали в те дни осетрину) сопровождались отправкой в епархии денег для нищих. Более сотни этого люда провожало гроб царицы.
1819 г. Архиепископ Августин
Сыграл значительную роль в период войны 1812 г. Был одним из организаторов и вдохновителем русского народа на отпор врагу. По его указанию образ Смоленской иконы Божией Матери
Смоленской иконы Божией Матери
был установлен в Успенском соборе Московского Кремля для поклонения народу. Он благословил московское земское ополчение, передав ему в качестве боевых знамен церковные хоругви. Когда враг стал серьезно угрожать Москве, владыко организовал крестные ходы с чудотворными иконами Божией Матери - Смоленской, Иверской, Владимирской - вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятные молебны с чтением специально составленной им самим молитвой к Спасителю и Богородице об изгнании врагов.
Митрополит Августин (Виноградский)
Благодаря его усилиям были спасены от разорения французами церковные ризницы и патриаршая библиотека, дела консистории и Синодальной конторы. Вернувшись в Москву после ухода французов, владыка сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь. Менее чем за год были восстановлены все кремлевские соборы, в том числе наиболее пострадавший Успенский. Он ввел ежегодное поминовение воинов, погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских храмов в день оставления Москвы французами.
Архиепископ погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
1917 г.
Из письма Императрицы Александры Федоровны: «Я вполне понимаю твой поступок, о мой герой! Я знаю, что ты не мог подписать противного тому, в чем ты клялся на своей коронации. Мы в совершенстве знаем друг друга, нам не нужно слов, и, клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем престоле, вознесенным обратно твоим народом и войсками во славу твоего царства. Ты спас царство твоего сына, и страну, и свою святую чистоту, и... ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране».
1917 г.
Вел. кн. Михаил Александрович садится с самозваным Временным комитетом обсуждать условия своего «отречения».
2 марта 1917 года. Отречение Николая II. Обращение к народу великого князя Михаила Александровича. Манифест
Не имея никаких законных прав ни на Престол, ни на принятие подобных решений, он подписывает «манифест», составленный для него масонами
В. Набоковым, П. Милюковым, А. Гучковым, А. Керенским под себя: «Одушевленный единой со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае восприять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в учредительном собрании, установить образ правления и новые законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всей полнотой власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
1917 г.
Государь записал в своем дневнике: «Оказывается, Миша отрекся. Его манифест кончается четыреххвосткой для выборов через шесть месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость».
Вечером вслед за полученным известием «об отказе от Престола» Михаила Александровича, Император прибыл в Ставку в Могилев и отдал генералу М.В. Алексееву
Алексеев Михаил Васильевич.
новую телеграмму: «Председателю госуд. думы. Петр.
Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родимой Матушки-России. Посему Я готов отречься от Престола в пользу моего Сына, чтобы он остался при нас до совершеннолетия при регентстве брата моего великого князя Михаила Александровича. Николай».
Остановленное время. Художник Андрей Ромасюков
Вот он, тот самый документ, не обнародованный тогда, но он существует и свидетельствует о неотмененности Царского Самодержавия в России по сей день. Изменник Алексеев
М.В. Алексеев, А.И. Гучков и Г.Е. Львов
не послал телеграммы, «чтобы не смущать умы», и никому не показывал ее, держал в своем бумажнике. Лишь в мае 1917 г., оставляя верховное командование Армией, с которого его выкинуло Временное правительство, он передал этот величайший по значению документ генералу А.И. Деникину,
генерал А.И. Деникин
но и тот в силу своих демократических убеждений, не придал должного значения великим Царским словам.
1917 г.
Председатель Государственной думы М. Родзянко
М. Родзянко
и министр-председатель Временного правительства кн. Г. Львов
Георгий Евгеньевич Львов, министр-председатель и министр внутренних дел Временного правительства, Петроград. 1917
подписали декларацию, в которой говорилось, что одной из главных целей новой власти является «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений».
2008 г. Святитель Лавр (Шкурла)
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
Митр. Восточно-Американский Лавр, первоиерарх РПЦЗ
Родился 01.12.1928 в г. Ладомирово (Чехословакия, ныне — Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности — карпаторосс. В миру Шкурла Василий Михайлович.
В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря прп. Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 г. стал послушником монастыря. В 1946 г. эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.
послушник Василий (Шкурла). Троицкая духовная семинария, 1947.
Архиеп. Лавр приложил много сил, чтобы противостоять влиянию на РПЦЗ со стороны американских спецслужб и масонских лож. С 10 июля 2001 исполнял обязанности первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя. На Соборе 17–27 октября 2001 г. избран пятым первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.
еп. Лавр (Шкурла)
Митрополит Лавр является одним из самых выдающихся первоиерархов РПЦЗ. Ему принадлежит решающая роль в возвращении РПЦЗ в лоно Матери-Церкви. Благодаря его усилиям был принят Акт о каноническом общении, подписанию которого противились все враждебные России силы.