+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 20 мая на 21 мая мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

День в истории России!
День в истории России ! 9 декабря / 22 декабря. Пятница.

Анна Темная

Народное название дня св. прор. Анны Ветхозаветной (1100 до Р.Х.).

Пророчица Анна. Картина Рембрандта, 1631 (моделью для портрета послужила мать художника)

День этот считается самым темным и коротким в году. Солнце почти совсем угасает, особенно на Севере. Идет страшная битва между темными силами и светом Божиим. Тогда и является Анна, предвещая свет Божий, подавая надежду, что силы тьмы рассыплются в прах.

А. К. Саврасов, Зимняя ночь. 1869.

В этот день следует удерживаться от грехов и неверных поступков, не впадать в отчаяние и верить в светлый день. Поскольку в результате борьбы тьмы и света появляется новорожденный луч (дитя), появляется новая жизнь на земле.

Анна считается заступницей, покровительницей беременных женщин, которые не должны выходить на улицу, где господствует тьма, и тщательно оберегать дитя в утробе. Беременные женщины в этот день постились. Роженицы шили детское приданое и одежду для себя.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852).Итальянская семья или В ожидании ребенка.

Считалось, что Анна помогает им управляться с иголкой и ниткой. Усердная и кроткая роженица станет доброй и заботливой матерью.

Пророчица Анна также считалась покровительницей пчеловодов, которые шли на свои пасеки, проверяли ульи, молили у святой хорошего приплода.

Зачатие святой Анны

Христианский праздник, в народном русском быту во многих местах день зачатия св. Анны праздновался беременными женщинами.

Икона «Зачатие святой Анны (Иоаким и Анна)». Конец XVII века.

Основанием такого обычая послужило простое сближение своего состояния с состоянием св. Анны, зачавшей св. Деву Марию. О дне зачатия св. Анны крестьяне по созвучию замечали, что с праздника зачатия св. Анны зачинается зима: осень кончается, зима начинается.

1271 г. Княгиня Мария Михайловна

Княгиня Ростовская, летописец, составившая свод Ростовской летописи.

Генкина Нэлла. Русская княгиня-летописец. «

Родилась в Чернигове. Дочь Черниговского кн. Михаила Всеволодовича и кн. Феофании. Старшая сестра Марии, Феодулия, впоследствии стала одной из самых известных в Православной Церкви святой Евфросинией Суздальской.

Прп. Евфросиния Суздальская. Икона

В 1227 г. 14-летнюю Марию своей женой выбрал рано осиротевший 17-летний Ростовский кн. Василько Константинович, объехавший до этого в поисках невесты всю Русь. Венчание состоялось в Чернигове 10 января 1227 г.

В феврале молодожены прибыли в Ростов Великий.

Виталий Губарев: Ростов Великий

В 1231 г. у княжеской четы родился сын Борис, в 1236 г. - сын Глеб. 4 марта 1238 г. в битве с татаро-монголами на р. Сите Василько Константинович погиб.

«Князь Василько». Н.А.Куландин. Финифть

Став вдовой и опекуншей 7-летнего сына Бориса, князя Ростовского, Мария Михайловна основала монастырь Спаса на Песках близ оз. Неро, который народ называл «Княгинин монастырь».

Спасо-Песоцкий (Княгинин) монастырь в XVIII веке был упразднён, а храмы переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским.

Здесь, с 1238 г., по ее указанию и при ее непосредственном участии было продолжено русское летописание, прекратившееся в др. городах, - составлен свод Ростовской летописи. В летописи подробно описывается поход на Калку, в котором участвовал будущий муж Марии, и выражается радость, что кн. Василько остался невредим, т.к. не дошел до реки.

Пиршество монголов на телах пленных врагов. Битва на Калке 1223 год.

Летопись доносит до нас полную достоинства предсмертную речь Василька: «О, глухое царство скверное, никакоже мене не отведете от христианскыя веры...». Подробно описаны похороны Василька в Ростове и всенародная скорбь о «закатившейся светоносной звезде».

Марка на тему: Александр Невский

Особо отмечено на страницах летописи посещение Ростова вел. кн. Александром Ярославичем Невским. Двоюродный брат Василька Александр Невский встречался с кн. Марией Михайловной и поддерживал ее важный труд.

В 1246 г. кн. Марию Михайловну постигло новое несчастье.

Ксения Баранова. Михаил Черниговский.Подвиг в Орде

В Орде мученически погиб ее отец, кн. Черниговский Михаил Всеволодович, вместе с боярином Феодором, на глазах сопровождавшего его внука Бориса. Вернувшись в Ростов, Борис поведал матери о мученической смерти деда. Вскоре при участии Марии Михайловны было составлено краткое «Сказание» о Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре, которое потрясло всю Русь.

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и святой боярин его Феодор в Орде. Гравюра. Художник С. Харламов. 1990 г.

Благодаря писательской работе кн. Марии имена ее отца и мужа стали символами патриотизма, мужества, бесстрашия русских князей и воинов.

Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его мученик Феодор

Они вселяли веру в грядущее освобождение от захватчиков родной земли.

1648 г. Вхождением в устье р. Анадыри завершилась экспедиция землепроходца Семена Ивановича Дежнева, открывшая пролив между Азией и Америкой.

Экспедиция Семёна Дежнёва, Лебедев К.В.

1683 г. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (1683 г.).

История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют ее скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом ее сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал ее моление о прощении грешника. Поцеловав язвы Богомладенца грешник пришел в чувства и видение исчезло.

Свт. Димитрий Ростовский. Икона XIXв. Ростов Великий

Димитрий Ростовский пишет, что после этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории иконографии Богоматери.

1868 г. Снегирев Иван Михайлович

Этнограф, фольклорист и археолог. 

Снегирев Иван Михайлович. С акварели А. Брюллова

Родился 23.04.1793 в Москве.

1905 г.

Беспорядки и вооруженный мятеж в Москве были организованы

Иван Владимиров. Баррикады на Пресне

революционными организациями, финансируемыми международными банкирами и японской разведкой.

«Джон Графтон» (англ. John Grafton) – пароход 1883 г. постройки водоизмещением 315 тонн, известный неудачной попыткой ввоза оружия в Россию в 1905 году. Предоставлено М. Золотаревым

1906 г. Игнатьев Алексей Павлович

Граф (с 1877 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус и Академию Генерального штаба.

Игнатьев Алексей Павлович

В 1885-1889 г. являлся иркутским, в 1889-1896 г. - киевским генерал-губернатором. В 1896 г. был назначен членом Государственного Совета,

Портрет А. П. Игнатьева. 1902. Илья Ефимович Репин

в 1905 г. - председателем особых совещаний об охране государственного порядка и по вопросам вероисповедания. Выступал против созыва Государственной думы, был сторонником усиления полицейских репрессий против революционеров. Убит террористом.

1915 г. Сарыкамышская операция

Проходила с 9 декабря по 4 января. В районе Сарыкамыша (ныне Турция) Русская Кавказская армия окружила и полностью разбила наступавшую на российское Закавказье 3-ю турецкую армию генерала Энвер-паши.

Турки потеряли до 90 тыс. человек и свыше 600 орудий. Кавказская российская армия потеряла 20 тыс. человек убитыми, ранеными и больными.

1929 г. Хабаровский протокол, подписанный СССР и Китаем, обязует Китай покончить с деятельностью белогвардейских формирований в Манчжурии.

1930 г. Ширинский-Шихматов Алексей Александрович

Князь, государственный и общественный деятель, гофмейстер, сенатор, член Государственного Совета.

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович

Осенью 1902 г. Высочайшим повелением на кн. Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств, связанных с прославлением прп. Серафима Саровского. Эти торжества вызвали небывалый подъем религиозного чувства в русском народе. Своими административными и организационными способностями, проявленными в этом деле, кн. Ширинский-Шихматов обратил на себя внимание Государя Императора, и в декабре 1903 г. он стал Тверским губернатором.

В апреле 1906 г. после отставки кабинета Витте

А. Левченков «Министр финансов граф Витте С. Ю.» 2008 г.

князь был назначен обер-прокурором Св. Синода в правительстве И.Л. Горемыкина.

Портрет И.Л. Горемыкина. 1998г. Худ. Сергей Кириллов

Князь Ширинский-Шихматов принял близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского собрания (РС). 28 января 1909 г. совместно с председателем Совета РС кн. М.Л. Шаховским разработал проект объединения деятельности РС и Общества ревнителей исторического просвещения как единомышленных обществ. 

25 февраля 1917 г. в самый разгар беспорядков в Петрограде он пытался спасти положение, предлагая правительству от имени правой группы Государственного Совета ввести в столице осадное положение. К его советам не прислушались.

Художник И.А. Владимиров (1870-1947), Русская школа. «На рабочей окраине в дни свержения самодержавия. Февраль. 1917 г.».

После большевистского переворота переехал в Москву, где вел тайную монархическую работу и пытался организовать спасение Царской Семьи. В этом ему активно помогали в Москве о. Иоанн Восторгов, в Петрограде А.Ф. Трепов и Н.Е. Марков.

Скончался князь в пригороде Парижа - Севре.

1937 г. Левашев Павел Никанорович

Протоиерей. Родился 17.12.1866.

Прот. Павел Левашев

С 4 октября 1902 г. священник церкви Великомученика и Победоносца Георгия при Генеральном и Главном штабе. Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью, с 1906 г. издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские Листки для народа и войск под названием «Правда и знание».

Иоанн Кронштадтский

20 декабря 1937 г. приговорен к расстрелу «тройкой» УНКВД по Московской обл. Принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где и захоронен.