+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 20 мая на 21 мая мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

День в истории России!
3 февраля / 16 февраля.

 

Святые Симеон и Анна Пророчица

Семен и Анна хранители младенцев. Починки – по сохе поминки. 

В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны.

Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.

Святые Симеон и Анна Пророчица

В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.

С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте. Для починок варилась в этот день семейная саламата.

1238 г. В мясопустную субботу, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру.

Взятие Владимира монголами

Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал.

1252 г. Святослав – Гавриил

Известен как Святослав III - сын Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо,

Великий князь Всеволод Большое Гнездо. Художник Елена Доведова

и Марии (в иночестве — Марфа) - дочери богемского (чешского) кн. Шварна. 

Родился 26.03.1196 во Владимире на Клязьме. В древних русских летописных святцах - Святослав-Гавриил Всеволодович, вел. кн. Владимирский, именуется святым. 

Великие князья Святослав Всеволодович и Андрей Ярославич . Рис. В. П. Верещагина (1890).

Святой блгв. кн. Святослав был женат на Евдокии, дочери Петра Юрьевича (в монашестве — Давид), Муромского князя, и Февронии (в иночестве — Евфросиния), память которых празднуется 25 июня/8 июля. От брака у них был единственный сын Димитрий (1253 г.), признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме.

Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение к нему сходились в Георгиевский собор.

Мощи св. кн. Святослава-Гавриила были вновь обретены в 1991 г. Ныне они пребывают в Покровском храме г. Юрьева-Польского.

1285 г. Благоверный князь Роман Угличский

Сын Угличского кн. Владимира и кн. Фотинии, племянник Василько, князя Ростовского (1238; память 4 марта). 

Родился 01.10.1235.

После смерти отца в 1248 г. и старшего брата Андрея в 1261 г., святой Роман в 26 лет принял управление Угличем и стал попечительным отцом подданных. Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. 

Прокопий Чирин . «Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский». Икона первой половины XVII века

Каждый день святой Роман присутствовал на Богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 г. и погребен в церкви Преображения в Угличе.

В 1486 г. мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом (будущим Патриархом) святителем Ермогеном (память 17 февраля), и кн. Роман был причислен к лику святых.

1562 г. В начале 1560-х гг. Царь Иоанн IV Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики.

В. М. Васнецов Царь Иван Грозный, 1897

С этого момента появляется в России устойчивый тип государственной печати. Но самое главное, впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник - герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной.

Большая государственная печать Ивана IV

«Того же году (1562) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче,

Василий III, отец Ивана IV

переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог». Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года.

 

Символ единорога на государственных регалиях не исчез и после Иоанна Васильевича, но связал собой, как и двуглавый орел со всадником на персях, две династии русских Царей: Рюриковичей … и Романовых. Единорог изображался на печатях …Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романовых. Единорог изображен на печати большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Единорог изображался на золотых монетах не только при Иоанне Третьем, но и во времена Иоанна Четвертого и сына его, Федора Иоанновича, а на золотых и серебряных деньгах при Дмитрии Самозванце и вплоть до Алексея Михайловича. Единорог — неотъемлемый геральдический символ московских государей. Он изображен на «державе Мономаховой» — особой регалии Московского Царствия. Единорога видим на древних царских саадаках, церемониальных топорах, на торнах, седлах, оконных наличниках дворцов.

1716 г. Митрополит Иов

Духовный писатель, собиратель книг. 

Родился в с. Катунки Балахнинского у., близ Н. Новгорода. Из семьи священника. Монашеский постриг принял в Соловецком монастыре.

8 октября 1696 г. в присутствии Петра I отслужил благодарственный молебен по случаю удачного похода на Азов. Иов пользовался большим уважением Петра I и его ближайших сподвижников. 6 июня 1697 г. возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В ходе Северной войны 1700-1721 гг. все новоприсоединенные земли на побережье Невы и Балтийского моря включены в состав его епархии. В 1704 г. освятил первую церковь во имя святых Петра и Павла в Петербурге.

Памятник митрополиту Иову у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Катунках

На архиерейские доходы выстроено 2-этажное каменное здание школы, определено содержание для учителей и учащихся; при школе действовал кружок переводчиков с греческого языка и латыни, выполнявший переводы богословской литературы по поручению Петра I. В 1706 г. Иов просил Петра I разрешить перевод Библии на русский язык (в 1712 г. перевод поручен братьям Лихудам). С 1715 г. в школу стали направляться дворянские недоросли. С помощью выпускников школы Иов основал 14 школ при монастырях и городах епархии, а также в Коломне, Орле, Переяславле-Рязанском, Туле.

Иов учредил при Софийском и Знаменском соборах богадельни, открыл первый приют для незаконнорожденных и подкинутых младенцев и устроил художественные мастерские для обучения детей иконописанию, резьбе и др. ремеслам в Успенском монастыре в Колмово (Новгородская губ.). К 1714 г. на средства архиерейского дома содержались 10 странноприимных домов, 15 больниц и др.

В 1715 г. Петр I повелел организовать во всех городах при церквах больницы «по примеру учрежденных в Новгороде преосвященным Иовом».

1797 г. Кавалерский праздник ордена Святой Анны. 

Девиз ордена: «Любящим Правду, Благочестие и Верность». Введен в число Российских орденов Императором Павлом I в день его коронации 05 апреля 1797 г.

 

1839 г. Тучков Сергей Алексеевич

Один из трех братьев Тучковых, героев Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант, писатель, поэт, сенатор. Во время Отечественной войны 1812 г. дежурный генерал Дунайской армии, был тяжело ранен. С 1838 г. член Государственного Совета.

Ухтомский Андрей Григорьевич. Портрет С.А. Тучкова. 1816. По рисунку О.А. Кипренского. Карандашная манера.

1857 г. Глинка Михаил Иванович

Русский Композитор, основоположник русской классической музыки. Родился 20.05.1804.

Портрет М. Глинки, 1850-е годы

Первым глубоко и разносторонне выразил в музыке христианскую душу русского народа. Уникальным национальным проявлением русской души всегда была народная песня, в которой сочетались древние обычаи и напевы и христианское мировоззрение – с нею стала неразрывно соединена задушевная музыка Глинки как образец русского.

1867 г. Родился Энгельгардт Николай Александрович

Писатель, поэт, литературовед, публицист, видный деятель монархического движения.

Энгельгардт был одним из учредителей Русского собрания (РС), членом первого состава Совета РС, а в 1906 г. даже исполнял обязанности председателя.

Энгельгардт Николай Александрович

На Втором Всероссийском съезде русских людей в Москве 6-12 апреля 1906 г. был одним из самых активных участников, делал доклады о необходимости созыва Церковного Собора, «О понятиях национальное самоопределение, самоуправление и автономия», а также «К вопросу о защите монархического принципа». 

Скончался в январе 1942 г.

1869 г. Клейнмихель Петр Андреевич

Государственный деятель, генерал-адъютант. 

Родился 30.11.1793. Сын генерала гатчинских войск, любимца Императора Павла I, Клейнмихель получил домашнее воспитание.

Пётр Андреевич Клейнмихель. Франц Крюгер

В 1842 г. был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, оставаясь на этом посту до 1855 г.. При нем было закончено строительство Николаевского моста через Неву, построено здание Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога.

Из альбома О.Т. Авдеева «Царскосельская железная дорога: иллюстрированное издание»

В апреле-августе 1842 г. управлял Военным министерством в отсутствие министра А.И. Чернышева. С апреля 1842 г. член Государственного Совета, сенатор.

1896 г.

Переход в православие малолетнего наследника болгарского престола, князя Бориса.

Борис в возрасте примерно пяти лет

Крестным отцом королевича был сам Государь Николай II. Русский представитель, граф Голенищев-Кутузов, официально присутствовал на крестинах, и был встречен восторженными приветствиями болгарского населения, а князь Фердинанд воскликнул

Портрет Фердинанда I

перед народной толпой: «Да здравствует Император Николай II, покровитель болгар!».

1899 г.

Издан Высочайший манифест Николая II по Финляндскому краю: «Независимо от предметов местного законодательства, вытекающих из особенностей ее общественного строя, — говорилось в нем, — в порядке государственного управления возникают по сему краю и другие законодательные вопросы, каковые по тесной связи с общегосударственными потребностями не могут подлежать исключительному действию учреждению Великого Княжества... Оставляя в силе существующие правила об издании местных узаконений, исключительно до нужд Финляндского края относящихся, Мы почли необходимым предоставить Нашему усмотрению ближайшее указание предметов общеимперского законодательства».

1901 г. Милашевский Иван Николаевич

Историк и экономист, исследователь русской общины. 

Родился в 1858 г.

Милашевский Иван Николаевич

Основы существования русской общины, писал он, лежат в самом духе русского народа, в складе русского ума, который «не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество».

1911 г.

Государыня Императрица Александра Федоровна

Александра Фёдоровна. Портрет работы Н. К. Бодаревского

завела тетрадь (записную книжку) в темно-синем переплете, куда стала заносить изречения и мысли Г.Е. Распутина. Основу записей Александры Федоровны составили цитаты из небольшой брошюры духовных размышлений и назиданий Григория Ефимовича, собранных его друзьями и изданных в начале 1911 г. товарищем обер-прокурора Даманским. Брошюра явилась своего рода ответом Г.Е. Распутина-Нового на грязные обвинения в его адрес.

1912 г. Святитель Николай - Апостол Японии

Архиепископ в миру Иван Дмитриевич Касаткин.

Родился 01.08.1836 в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие – проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Архиеп. Николай (Касаткин)

30 марта 1880 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов. Hа 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

1916 г. Окончание Эрзерумской операции

Наступательная операция Русской Кавказской армии началась 28 декабря 1915 г. В этой операции 3-я турецкая армия потеряла около 66 тыс. человек (в т.ч. 13 тыс. пленными) и почти всю артиллерию, Русская Кавказская армия потеряла 17 тысяч человек из них 2,3 тысячи убитыми и 14,7 тыс. ранеными и обмороженными. Успех операции обеспечили героизм и самоотверженные действия русских войск, сумевших преодолеть в тяжелых зимних условиях высокогорные хребты. Русские войска взяли г. Эрзурум в Северо-восточной Турции.

 

Государь Император Николай II записал в дневнике: «Сегодня Господь ниспослал милость Свою: Эрзерум - единственная турецкая твердыня - взят штурмом нашими геройскими войсками после пятидневного боя!».

1926 г. Митрополит Макарий

«Парвицкий-Невский» митрополит Московский и Коломенский — миссионер, просветитель алтайцев. 

Родился 01.10.1835 г. В народе его называли «Сибирский столп Православия», «Апостолом Алтая».

Митрополит Московский и Коломенский Макарий.

Святитель первым из архиереев опомнился после революционного бунта. Некоторые сделали это гораздо позже, многие не сделали этого никогда. Вопреки канонам в 1917 г. против воли отправлен в Николо-Угрешский монастырь. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Мучениками в то время, когда они находились в узах, продолжал духовно окормлять Царя до самой Его мученической кончины. Святителю было от Господа откровение о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было спасение Царской Семьи. Свт. Тихоном митр. Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (1920 г.).

Памятник Митрополиту Макарию в городе Бийске на Архиерейском подворье. Скульптор Сергей Исаков. Открыт в 2009 г.

Погребен у храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Котельники. В 1956 тело свт. Макария было перевезено в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и похоронено в крипте Успенского собора. Очевидцы свидетельствовали: «Когда его переносили из Котельников, тело его осталось нетленным». Прославлен в лике Святителей на юбилейном Поместном Соборе 2000 г. в Москве.

1943 г. Освобождение Харькова.