+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 11.12.2019  разводится Троицкий  мост с 01.20 до 4.50.

Все понятно!

День в истории России!
10 января / 23 января. Вторник

Григорий Летоуказатель

На Григория по инею примечали, какое лето будет — дождливое или засушливое. Если иней на деревьях — к сырому году. Деревья в инее — небо будет синее.

Вельц И.А.Иней. 1906

Если иней «остается» на весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь.

Выходили смотреть на сенные стога и хлебные скирды, и если замечали, что на них есть иней, то предрекали, что лето будет сырое и мокрое.

На Григория ветер с юга — к грозному лету.

Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

День памяти русского святого Павла Обнорского (1317 - 1429).

1698 г.

Царь Петр 10 января 1698 г. в сопровождении Я.В. Брюса

Я.В. Брюс

и П.В. Постникова отправился в Англию, года пробыл около двух месяцев. Ранее он в составе «Великого посольства» поехал инкогнито под именем волонтера или десятника Петра Михайлова, хотя практически все, кто принимал посольство, были осведомлены о его личности. Посольство побывало в Риге, Кенигсберге, Курляндии, Голландии, Вене.

Маркус. Великое посольство Петра I в Европу. 1697-1698 гг.
Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском Саардаме.

О пребывании Царя в Англии свидетельствует «Юрнал («журнал») 205 году» и записи о пребывании русского самодержца, ставшие затем историческими реликвиями. Долее всего Петр I задержался в Дептфорде, работая на верфи.

Даниел Маклиз. Пётр I в Дептфорде в 1698 году.

Кроме того, он осматривал заводы, побывал в Оксфордском университете, в Гринвичской обсерватории, в Английском королевском обществе, на Монетном дворе, познакомился с И. Ньютоном. В Лондоне был также подписан торговый договор, по которому лорду Кармартену была продана монополия на торговлю в России табаком. 

Из английский впечатлений Петра одно, возможно, легло в основу идеи создания триумфального столпа в честь победы в Северной войне: в 1698 г. в Лондоне царь был на «столпе, с которого весь Лондон видать», т.е., вероятно, на колонне, воздвигнутой Кристофером Реном после лондонского пожара 1666 г. Царю и его помощникам удалось завербовать для работы в России многих британцев: военных, инженеров, медиков, строителей, даже одного архитектора, который работал затем под Азовом.

1775 г.

После справедливого суда казнен главарь бунтовщиков Емельян Пугачев. Во время казни Пугачев проявил способность к христианскому покаянию перед смертью.

Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва) Неизв. худ.

В последние минуты жизни, на лобном месте, раб Божий Емельян попросил прощения у народа, поклонившись ему во все стороны – это является самым впечатляющим в его казни и должным образом, по-русски, венчает весь его кровавый «русский бунт бессмысленный и беспощадный».

1812 г. Завадовский Петр Васильевич

Граф, действительный тайный советник.

С учреждением министерств, в сентябре 1802 г. назначен первым министром народного просвещения Российской Империи. Под его руководством в 1803 г. образованы учебные округа, открыты университеты в Харькове, Казани, Дерпте, Вильно и утверждены их уставы. Для подготовки учителей в 1804 г. открыт Главный педагогический институт в СПб. Было открыто много приходских училищ, в уездах - уездные училища, в губернских городах - гимназии.

Завадовский Петр Васильевич.Портрет кисти И. Б. Лампи (1795)

Удостоен всех высших наград Российской империи, включая орден Св. апостола Андрея Первозванного и алмазные знаки к ордену. 

Скончался в СПб. В возрасте 73-х лет; похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

1869 г. Родился Григорий Распутин

Подвижник благочестия, крестьянин с. Покровского Тобольской губ., молитвенник, опытный странник. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, странствовал по православным монастырям и святым местам, неизменно возвращаясь домой на посевную и уборку урожая.

Во время одного из странствий в 1906 г. познакомился с Царской семьей и стал для нее близким человеком. Сближение Царя Николая II и Царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

1908 год. Царское село. Распутин с императрицей, пятью детьми и гувернанткой

«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», — говорила Царица, а Царь считал, что Григорий — «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах.

Царь с Царицей уважительно называли Распутина «наш Друг» или «Григорий», а Распутин их — «Папой и Мамой», вкладывая в это понятие «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

Сергей Бессонов. Чудесная помощь Григория Распутина. 2016.

В жизни Царской семьи, по мнению Анны Вырубовой, Распутин играл такую же роль, как св. Иоанн Кронштадтский. «Они так же верили ему, как о. Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться».

Сергей Левин. Г.Е. Распутин. Израиль. 2011 г.

До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина. Из Тобольска они писали Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя им приносили враждебные газетные статьи и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наивными людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину относились многие почтенные люди.

Св. Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его выдающимся странником и молитвенником, т.е. человеком, чья молитва Богу всегда угодна. Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма.

Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а Царю, символизирующему собой Родину и Русское государство.

1894 г. Святитель Феофан Затворник

В миру Говоров Георгий Васильевич, епископ. Родился 10.01.1815 в семье сельского священника Орловской епархии. Закончил Киевскую духовную академию, принял монашеский постриг и стал преподавателем в духовных учебных заведениях.

Через 25 лет беспорочной службы еп. Феофан подал прошение об увольнении и в 1866 г. был отправлен на покой в избранную им Успенскую Вышенскую пустынь. Он затворился в отдельном флигеле и предался молитвенным и духовным трудам.

Святитель Феофан Затворник

Свт. Феофан Затворник 22 года провел в затворе, обретя прозорливость. В это время он написал важные литературно-богословские труды и множество писем, в которых высказал пророческие предупреждения об опасном увлечении Западом: «Западом и наказывал и накажет нас Господь... Нас увлекает просвещенная Европа... Да! Там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».

Особым подвигом была его литературно-богословская деятельность, оказавшая глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Сочинения по христианской нравственности, толкования слова Божия, переводы писаний Св. Отцов, ответы на многочисленные письма, приходившие со всех концов России, — эти творения стали для христиан практическим руководством на пути к вечной жизни.

Господь призвал Своего служителя в великий праздник Богоявления. Мощи св. Феофана почивают в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии.