+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 23.04.2024 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

День в истории России!
19 апреля / 2 мая. Вторник.

Иван Ветхопещерник

1563 г.

Иоанн Федоров и Петр Мстиславцев приступили к печатанию «Апостола».

Иван IV распорядился отвести место в центре столицы и на нем построить Печатный двор, выделил щедрое жалование печатникам. Первым известным по имени московским печатником был Нефедьев. Но он так и не смог реализовать своих знаний и навыков. В качестве главного мастера на Печатный двор был приглашен кремлевский дьякон Иван Федоров. Его помощником стал Петр Мстиславец. Федоров, очевидно, прошел хорошую школу у приглашенных в Москву иностранных мастеров. Ко времени вступления в должность он был уже зрелым мастером. 19 апреля 1563 г. первопечатники приступили к печатанию Апостола, а 1 марта 1564 г. завершили дело. По своим полиграфическим качествам Апостол значительно превосходил ранее изданные московские книги.

Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова».

Вслед за «Апостолом» напечатаны были еще «Часослов» (окончен 29 октября 1565 г.) и Евангелие.

Вскоре печатный дом был подожжен и станок с буквами совершенно сгорел.

Диакон Иван Федоров и его товарищ были вынужденны оставить Москву и удалились в Вильну, где продолжали заниматься своим делом.

Через два-три года по воле Государя книгопечатание в Москве возобновилось.

1735 г. Брюс Яков Виллимович

Родился в Москве. Отец Брюса Виллим (1695 г.) служил в России полковником одного из полков регулярных войск.

Государственный и военный деятель. Из древнего шотландского дворянского рода, представители которого в XIV в. были королями Шотландии. 

Портрет Я.А. Брюса. Художник Левицкий Дмитрий Григорьевич

Получив отличное по тому времени образование, Брюс был одним из образованнейших людей своего времени: занимался математикой, физикой, астрономией; редактировал географические карты и глобусы; делал переводы на русский язык иностранных научных трудов; внес большой вклад в развитие русской артиллерии и артиллерийской науки; ведал Московской гражданской типографией; владел ценной коллекцией предметов старины. Собрал одну из лучших в России библиотеку на русском, немецком, английском, голландском, латинском языках; в ней были лечебники, травники, описания путешествий, множество трудов по фортификации, хроники, летописи, сочинения историков древности и др. (завещал библиотеку Академии наук).

1832 г. Калайдович Константин Федорович

Археограф, историк, филолог. Член кружка Н.П. Румянцева. Автор многочисленных трудов по славяноведению, археологии, дипломатике, палеографии и археографии. Издал «Русские достопримечательности» (т. 1, 1815), «Древние Российские стихотворения», собранные Киршею Даниловым (1818), «Законы…» Ивана III и Ивана IV. В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре Калайдович обнаружил и произвел первое описание «Изборника Святослава»; выявил сочинения Кирилла Туровского. По настоянию Калайдовича было выпущено 13 листов издания Лаврентьевской летописи.

1865 г.

После смерти Цесаревича Николая, Император Александр II своим манифестом, согласно закону о престолонаследии, провозгласил второго своего сына, великого князя Александра Александровича, наследником престола.

1874 г. Закон о гражданском браке

В 1874 г. и русское законодательство пришло к сознанию необходимости ввести нечто подобное западноевропейскому гражданскому браку для раскольников и узаконить брак, заключенный без церковного содействия.

До 1874 г. супружеское сожитие двух раскольников разного пола, не повенчанных православным священником, не только не могло повлечь за собой последствий законного брака, но даже и фактически должно было разрушаться, как скоро духовному или светскому начальству становилось известным это сожительство по чьему-либо доносу.

Альберт Анкер, Гражданское бракосочетание, 1887 г.

По закону 19 апреля 1874 г., брак раскольников становится законным через запись его в метрическую книгу. Раскольник, желающий этой записи, должен заявить о том, письменно или словесно, в городах местным полицейским управлением, в уездах волостным правлениям, в столицах участковым и частным приставам. Названными органами полиции должны вестись метрические книги о рождении, браках и смерти раскольников.

1900 г. Айвазовский Иван Константинович

Русский художник. Родился в Феодосии, в семье мелкого торговца-армянина. Приобрел известность как мастер морского пейзажа. В ходе Кавказской войны 1817–1864 гг. участвовал в морских десантных операциях, познакомился с флотоводцами В.А. Корниловым, М.П. Лазаревым и П.С. Нахимовым. В 1844 г. назначен живописцем Главного морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства. В 1845 г. избран академиком Академии художеств. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. устроил выставку своих картин в осажденном Севастополе.

1910 г.

Перенесение мощей прп. Ефросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. 

Крестный ход вышел из Киева. Сперва плыли по Днепру до Орши, потом пешим путем до Витебска. На протяжении всего пути стояли тысячи богомольцев с зажженными свечами. В Киеве и Полоцке число паломников доходило до 20 тыс. человек.

Обращаясь по этому поводу к митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому), Государь Николай II писал в рескрипте: «Свято прошедшая поприще, указанное ей Божественным Промыслом, да пребудет Святая Княжна для всего Белорусского народа на веки яркою путеводительною звездою, указующей правду Православия. Проявившийся же в незабвенные дни перенесения честных мощей ее дух благочестия в народе, притекавшем в великом множестве на поклонение преподобной, да послужит в назидание и тем, кто в житейской суете и душевном смятении готовы покинуть спасительный путь истинной Православной веры».

1945 г.

Советские войска заняли Берлин.

1952 г. Матрона Московская

Святая старица. 

Родилась 09.11.1881. Была четвертым ребенком в семье благочестивых крестьян. 

Слепую от рождения Матрону Господь наградил внутренним зрением. С 7–8-летнего возраста у нее открылся дар предсказания и исцеления больных. С детства она стяжала дар непрерывной молитвы. По ее молитве люди получали исцеления от болезней, утешение в скорбях.

В 17 лет Матрона лишилась возможности ходить, ее сидение продолжалось полвека. Она чувствовала приближение опасности, предвещала стихийные и общественные бедствия. Грядущую революцию Матрона предсказала еще задолго как страшное бедствие: «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».

В 1925 г. блж. Матрона перебралась в Москву, где прожила до конца своих дней. Имея предстательство перед Богом, она помогала многим. Ее духовно-молитвенное служение отвращало от гибели доверившихся ей людей и приводило ко спасению.

Блж. Матрона предвидела Великую Отечественную войну: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется… Народу много погибнет, но наш русский народ победит». 

Перед смертью матушка Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Ее могилка на Даниловском кладбище стала святым местом православной Москвы.

В 1998 г. честные останки блж. Матроны были перенесены в Московский Покровский монастырь, где 2 мая 1999 г. состоялось церковное прославление угодницы Божией.