+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
18 июня / 1 июня. Четверг.
Федул и Ипат
Ярилин день, Сенозарница, Макушка лета - народное название дня мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70 г.).
В древности этот день был связан с культом Ярилы, который в православной Руси воспринимался как игровой персонаж в народных обрядах. В народных поверьях Ярило вплоть до XIV в. оставался символом плодородия и сексуальной мощи.
![](/files/uploads/histories/67b11e903decf07b143e8.jpg)
В некоторых крестьянских представлениях XIX в. он выглядел так: «Ярила — добер молодец, на белом коне разъезжает по Руси Великой: на русых кудрях — венок, в левой руке — ржи пучок, в правой — палица», «Взмахнет Ярила рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся: палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют; куда конь ступит — шелкова трава стелется с цветами лазоревыми».
860 г.
Нападение россов на Константинополь.
![](/files/uploads/histories/37652924f1bc4d060f63d.jpg)
ХII в. Боголюбская икона Божией Матери
Одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.
![](/files/uploads/histories/90b01963d84869c91b922.jpg)
В 1155 г. блгв. кн. Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской).
В 7 верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
![](/files/uploads/histories/a524352c495dafb822e33.gif)
На открытке работы Ивана Билибина
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
![](/files/uploads/histories/ff17157dd5d284ddd6600.jpg)
Миниатюры Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.
Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
В 1432 г. вел. кн. Василии Васильевич Темный (правил с 1425 по 1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый Царь Феодор Алексеевич Романов (правил с 1676 по 1682 г.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 г. приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
1637 г.
Донские казаки взяли у турок крепость Азов. Они известили об этом Царя и объявили, что начали войну для освобождения множества христианских пленных.
![](/files/uploads/histories/e8aec6c23d1f6311d62a4.jpg)
«Взятие турецкой крепости Азов донскими казаками», Николая Кочергина.
Царь сделал выговор, однако не велел отдавать Азов и приказал казакам охранять границу от татарских набегов, которые должны были последовать за казацким нападением.
1676 г.
Короновался на царство Феодор Алексеевич Романов. Царствовал до 1682 г.
![](/files/uploads/histories/f5d38e84aefca76bac3a4.jpg)
Царь Федор Алексеевич. С рисунка В. Верещагина
1716 г. Великая княгиня Наталья Алексеевна
Любимая сестра Царя Петра I, дочь Царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Родилась 22.08.1673.
Она поддерживала все начинания Петра. Когда он, будучи уже царем, одерживал ту или другую победу, спешил обрадовать сестру собственноручным письмом или поручал Ф.А. Головину и А.Д. Меншикову уведомить ее о том и поздравить.
С 1708 г. царевна живет в Петербурге, на Крестовском острове. В 1713 г. дом Натальи Алексеевны в Петербурге находился между церковью Божией Матери Всех Скорбящих и дворцом царевича Алексея Петровича. В 1715 г. вместе с братом была крестной будущего Императора Петра II.
![](/files/uploads/histories/3896a0f08bed8912e8e82.jpg)
Пьетро Антонио Ротари. Портрет царевны Натальи Алексеевны
Похоронена в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище. Над ее могилой и похороненным рядом Петром Петровичем была возведена часовня во имя Воскрешения св. Лазаря, от которой кладбище получило имя. Через несколько лет их останки были перенесены в стоявшую там же Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почетной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь стала превращаться в первую царскую усыпальницу Петербурга.
1859 г.
Основание Владивостока прочно связано с деятельностью Муравьева-Амурского, с его личным выбором. Запись от 18 июня 1859 г. в судовом журнале парохода-корвета «Америка»: «В этот день генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский впервые на корабле прошел пролив Босфор Восточный (бывший Гамелен) и определил место пост Владивосток».
![](/files/uploads/histories/a573508579980565bd881.jpg)
Константин Егорович Маковский - Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.
1862 г.
«Конфиденциальная инструкция» вел. кн. Константину Николаевичу, врученная ему для руководства мятежным краем, вполне точно определяла позицию Александра II: «Царство Польское в теперешних его границах должно оставаться навсегда достоянием России».
1923 г.
![](/files/uploads/histories/7c805b95f5682d522a509.jpg)
Под давлением большевиков св. патриарх Тихон выпускает послание, в котором угрожает архиереям РПЦЗ церковным судом: «…Сознав свою провинность перед народом и Советской властью, я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные содействия с врагами трудового народа - монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий».
1995 г. Свято - Крестовская икона Божией Матери
Пребывает в Казанском храме г. Буденновска (дореволюционное название города — Святой Крест). Эта икона написана в память о явлении Богородицы 18 июня 1995 г., когда банда Шамиля Басаева в г. Буденновске захватила заложников, в числе которых были старики, дети и беременные женщины, и удерживала их, творя кровавые расправы, в районной больнице, поливая невинной кровью это святое место, где когда-то был монастырь.
![](/files/uploads/histories/b9a2b84daacc39fe97c22.jpg)
Различные люди в городе видели явление Богородицы в разное время, начиная от первого дня захвата больницы. Митрополиту Ставропольскому Гедеону были представлены письменные свидетельства очевидцев явления Божией Матери.