+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

День в истории России!
1 августа / 14 августа. Понедельник

Первый Спас

Медовый Спас, Маккавеи, народное название праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня, Семи мучеников Маккавеев и дня Крещения Руси при великом князе Владимире Святом.

 Семь мучеников Маккавеев, их мать святая Соломония и учитель святой Елеазарий (фрагмент пелены "Явление Богоматери Сергию и праздники")

В тот день начинался первый посев озимого хлеба. «Первый Спас — первый сев!» — говорили крестьяне. «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать!», «Спас — всему час!», «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т.е. кто вовремя, и даже раньше других соседей уберется в поле)!».

Первый Спас у русских был не только «первый сев», но и «Спас медовый».

медовый спас

В этот день крестьянская Русь «ломала» первый мед на пчельниках. «На первый Спас и нищий медку попробует!» Утро 1 августа начиналось у пчеловода на пасеке. Он старательно высматривал, осеняясь крестным знамением, все свои ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, он «выламывал» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, нес в церковь. После обедни священник выходил к паперти — благословлять «новую новину» от внешних и летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесенные соты. Дьячок собирал в заранее приготовленные корытца «попову долю». Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Первым Спасом — медовым. А затем большая половина этого праздника происходила возле пчел. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, а то и просто сорванными поблизости широкими лопухами репейника в руках. Они получали «ребячью долю».

маковей мак собирают

На Первый Спас устраивались т.н. сиротские и вдовьи помочи. Работа помочью на Первый Спас — работа за угощение. Грех работать во всякий праздник, по убеждению народа, но не в Первый Спас. Тем более не считалась грехом праздничная работа — «вдовья помочь», на которую сходились по большей части после обедни, до обеда. «С миру по нитке — голому рубаха!» — говорили крестьяне. С сирот и вдов многого не спрашивал помогающий люд за работу на Первый Спас; бывало даже и так, что не только помогал им «мир», а и сам наносил в избу всяких припасов. «Не нами установлено — не нами и кончится!»: Ты — за себя, Мы — за тебя, А Христов Спас — За всех нас!

С Первого Спаса начинали собирать мак. В некоторых местностях этот праздник называли «Маковеями».

ласточки

Любимая птица русских крестьян — домовитая ласточка, по старинной примете, накануне Первого Спаса в последний раз облетает деревню.

988 г. Крещение Руси

Берег Днепра у Киева, восклицал, взирая на крещение киевлян: «Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни».

Крещение князя Владимира. Фреска В. М. Васнецова. во Владимирском соборе в Киеве

Вскоре в Киеве появились возы, наполненные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом. «Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор?» — спрашивали княжеские слуги. Проникшись духом истинного христианства, святой князь Владимир, во крещении Василий, помогал не только приходившим к нему за подаянием, но и отыскивал несчастных, опасаясь, как говорил он, что «немощные и больные не дойдут до двора моего».

Святой равноапостольный Вел. кн. Киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября).

«Крещение Руси». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

1146 г. Великий князь Всеволод II

Всеволод Ольгович. Княжил с 1139 по 1146 г. Сын Олега Святославича.

За год до смерти Всеволод собрал в Киеве князей и заставил их целовать крест Игорю Ольговичу, который и занял после него Киевский престол.

Достигнув престола Киевского, он хотел устройства тишины; исполнял данное слово, любил справедливость и повелевал с твердостию; другими словами, был лучшим из князей Олегова мятежного рода.

1158 г. Силуамская икона Божией Матери

Чудотворная икона Божией Матери. Иконе установлено празднование греческим имп. Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами (1158 г.), 1/14 авг. 

Силуамская икона Божией Матери

Список Силуамской иконы находится в Воскресенском соборе г. Тутаева (до 1919 г. — Романов-Борисоглебск).

1164 г.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. 

Святой блгв. кн. Андрей Боголюбский выступил против камских болгар. Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы — Владимирскою, писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом. 

В.Васнецов. Князь Андрей Боголюбский.

Рассеяв врагов, вернулся Андрей на поле битвы и со всею своею ратью с великою радостью и многими слезами приносил хвалы и песни Христу Богу и Пречистой Богородице, и в тот час видимы были всем исходящие от святынь два огненных луча, озарившие окрест всю русскую рать.

В память этого чуда установлен праздник Всемилостивому Спасу, 1 августа, по соглашению Андрея Боголюбского с императором Византии Мануилом, в тот же день видевшим свет от креста Господня и разбившим сарацин.

Это было первое чудо от преславной иконы Владимирской, пред которою много раз в трудные дни молилась Русь о помиловании.

Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 г. так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви» (в честь Святой Софии Премудрости Божией).

1514 г.

Торжественный въезд Государя Василия III Иоанновича в древнюю вотчину Русских князей - Смоленск, бывшую в течение последних 10 лет под властью Литвы.

Василий III Иванович. худ. Б. Чориков 

Митрополит Варлаам со всей торжественностию встретил Василия Иоанновича, вступавшего в Смоленск, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета».

1750 г.

Императрица Елизавета Петровна передала приказ Главной полицмейстерской канцелярии «принять меры к поимке... всех непотребных женщин и девок», которые скрываются «около Санкт-Петербурга по разным островам и местам». 

Руководство борьбой за нравственность Елизавета Петровна поручила особой комиссии во главе с Н. Демидовым, которая в течение 1750 и 1751 гг. рассмотрела около двухсот дел о содержании домов терпимости, проституции, изнасилованиях, сводничестве, внебрачных связях и супружеских изменах. 

Неизвестный художник. Императрица Елизавета Петровна.

Основной мерой пресечения нравственных преступлений являлась принудительная работа на казенной полотняной фабрике в деревне Калинкиной под Петербургом.

Увидев однажды продаваемые в Гостином дворе табакерки с неприличными рисунками и надписями, Императрица Елизавета Петровна распорядилась издать специальный сенатский указ об изъятии «таковых вещей» из продажи.

1759 г.

Разгром прусской армии короля Фридриха II Великого при Кунерсдорфе (Семилетняя война 1756-1763 гг.) Русским полководцем, генералом П.С. Салтыковым (1698-1772 гг.).

 Русским полководцем, генералом П.С. Салтыковым (1698-1772).Художник Пьетро Ротари, 1760 год 

1792 г.

Указ Императрицы Екатерины II о заточении масона Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

Д. Г. Левицкий. Портрет Н. И. Новикова

1822 г. Рескрипт Императора Александра I

О запрещении тайных обществ и масонских лож, и необходимости брать подписку у военных и гражданских чинов о том, что они не принадлежат к этим организациям.

1850 г. Основан город Николаевск-на-Амуре

В 1850 г., в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г.И. Невельским был поднят Русский Андреевский флаг в устье Амура и основан г. Николаевск-на-Амуре.

Стакан «Амурской воды», художник В.И. Шиляев

Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского (1881 г.) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (1879 г., память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении.

За одно лето 1857 г. на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 г. – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

1888 г. Киев

Юбилейное торжественное открытие в память 900-летия Крещения Руси. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев сказал: «Мы празднуем в благодарном трепете перед Богом 900-летие величайшего события нашей истории. В эти 900 лет совершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась Земля Русская через Киев и Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народу Бог дал удержаться, вырасти, вынести тяжелое иго степных варваров, сбросить его с себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть свои отхваченные врагами окраины, добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками.

Портрет обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. А. В. Маковский, (1899), Государственный Русский музей

Не нашей силой все это совершилось, а силой Божией в судьбах нашего народа. И явилась сила Божия в Церкви Православной, в которую вошел язык (народ) наш 900 лет тому назад водительством Святого Благоверного Князя Владимира. Благословен и блажен этот день, положивший твердое основание судьбам нашим. Что бы с нами сталось без этой Церкви, страшно и подумать. Она одна, одна помогла остаться нам русскими людьми, собрать свои рассеянные силы, одушевила вождей и народ, дала ему терпение пережить страшные невзгоды от голода и мора, и от своих лихих людей, и от чужих, и одолеть врагов своих; посылала сынов земли нашей умирать за свою землю, научило рассыпанное стадо собираться около пастыря….

Отцы и братия, что милее и любезнее, что дороже Церкви - всем нам, и великим и малым… Церковь - мать родная и милая русскому человеку. Все мы дети ей, и если кто блуждает от нее далече, тот, Бог даст, вернется еще в родительский дом, к Матери. Храм наш - дом русскому человеку, дом самый ближний, где все равны, от мала до велика, все имеют и находят свое место, где почерпывают одинаковую радость и утешение. Тут наша сила, тут тайная сокровищница судеб наших, тут хранилище драгоценнейших наших преданий и родник сил наших, которым суждено еще явиться в будущем, если в будущем оправдаем мы делами правды и любви всю истину нашей веры…».

1904 г. Манифест Императора Николая II

Государь определил, что в случае Его кончины при малолетстве сына, Правителем назначается Вел. кн. Михаил Александрович, тогда как воспитание Наследника поручается Императрице Александре Феодоровне. Крестным отцом Цесаревича был выбран Император Вильгельм, отношения с которым у Государя значительно улучшились за время Русской-японской войны.

Илья Репин Великий князь Михаил Александрович (этюд). 1901 г.

1904 г.

Через три дня после боя 28 июля, Владивостокские крейсера, вышедшие навстречу Порт-Артурской эскадре, встретили в Корейском проливе превосходящие японские силы. Более медленный «Рюрик» был поврежден и задержал остальные два крейсера, которые ушли на север только потеряв до трети своего личного состава, «Рюрик» затонул после геройского сопротивления.

картина Валерия Шиляева "Последний бой крейсера "РЮРИК", написанная в 2004 г.

1940 г. Блаженная старица Ксения Рыбинская

Ее почитали праведный Иоанн Кронштадтский, новомученики Иосиф Петроградский, Агафангел Ярославский, Кирилл Казанский, Серафим Угличский, Сергий Мечев.

Родилась в 1848 г. в дер. Ларионовская Мышкинского у. Ярославской губернии, в обыкновенной крестьянской семье. В юном возрасте ушла в лес «спасать душу и тело». Провела в затворе 30 лет.

Блаженная старица Ксения Рыбинская

Дважды навещал затворницу Святой Праведный Иоанн Кронштадтский вместе со своим помощником - о. Михаилом Зеленским, причащая ее Святых Христовых Тайн. О. Иоанн одобрял ее подвиг и благословлял на новые труды.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский 

Прозорливость, духовная мудрость и рассудительность блаженной притягивали к ней жаждущих спасения со всей земли Русской. В основном это были простые крестьяне, но было среди них и много пастырей овец Христовых священного и епископского сана – будущих Священномучеников и Исповедников Российских. Среди духовных чад блаженной были и будущие первоиерархи Российской Церкви: митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), митр. Казанский Кирилл (Смирнов), митр. Петроградский Иосиф (Петровых) и архиепископ Угличский Серафим (Самойлович).

митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский)

Поэтому впоследствии и судьба всей Российской Церкви теснейшим образом будет связана с судьбой этой старицы. Отношение ее к революции и новой власти не могло быть положительным. Блаженная заранее предсказала все беды, грядущие на Русь: голод, террор, гонения на Церковь, коллективизацию, войну, блокаду Ленинграда... Советскую власть она называла антихристом.