+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 17.05.2024 мосты по Неве,  Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Мост по улице Колпинской

Россия, Санкт-Петербург
Мост по улице Колпинской

Водная преграда: р. Большая Ижорка

Общая длина: 44 м

Ширина моста: 5,65 м

Год создания: Начало XIX века

Мост по улице Колпинской на карте

Характеристики моста

Мост перекинут через реку Большую Ижорку по водосливу Плотины №3. Он соединяет Колпинскую улицу и Вознесенское шоссе в городе Колпино.

Длина переправы – 44 метра, ширина – 5,65 метров. Это пятипролетное металлическое сооружение балочно-неразрезной системы. Пролетное строение состоит из 5 двутавровых балок, объединенных металлической ортотропной плитой проезжей части. Под балками устроены подкосы из бруса – они не являются несущими, а призваны сохранить исторический облик переправы, построенной еще в XIX веке. Мост опирается на чугунные опорные стойки плотины №3 через реку Большую Ижорку.

Покрытие на мосту – асфальтобетон, перила стальные сварные индивидуального рисунка.

Плотина представляет собой чугунную конструкцию из пяти связанных между собой секций, каждая из которых в основании имеет чугунную плиту шириной 5,5 м и длиной 7,6 м с боковыми и тремя промежуточными контрфорсными стойками, поддерживающими стальные затворы плотины. Опорные контрфорсные стойки литые, сквозные, чугунные, состоят из двух секций нижней высотой 2020 мм и верхней высотой 1100 мм. Опорные стойки являются опорами пролетного строения моста через плотину.

Нижняя секция плотины выполнена с раскосами и нишами для установки подкосов. Верхние сквозные секции состоят из пяти панелей без раскосов, нижние из двух панелей с раскосами и нишами для упирания подкосов пролетного строения.

Верхняя и нижняя секции объединены между собой болтами, нижние секции с обеих сторон закрыты чугунными плитами. Береговые контрфорсные стойки установлены вплотную к стенкам плотины, сложенным из бутового камня. Дно плотины в зоне контрфорсных стенок застелено досками.

История моста

Плотина на Большой Ижорке была сооружена в 1803–1805 годах по проекту инженеров В.И. Гесте и К.И. Гаскойна в рамках реконструкции Ижорских заводов. Основные конструкции этого гидротехнического сооружения без существенных изменений служат с XIX века. Сегодня плотина является памятником архитектуры федерального значения.

Ранее через плотину был перекинут деревянный мост длиной 39,9 метров и шириной по осям перил 5,9 метров. Пролетные строения моста представляли собой сложные деревянные прогоны из брусьев, уложенных по опорным контрфорсным стойкам с брусчатыми подкосами. Прогоны были объединены деревянными поперечинами, по которым был уложен двойной дощатый настил проезжей части.

Из-за износа деревянных элементов пролетного строения к 1989 году движение транспорта по мосту было закрыто. В 1997-1999 годах плотина № 3 и мост были реконструированы, деревянное пролетное строение заменено металлическим.

В 2012 году произведен масштабный капитальный ремонт плотины и моста с сохранением архитектурного облика переправы. В рамках ремонтных работ было установлено новое гидромеханическое оборудование, выполнена реставрация каменных подпорных стенок, капитальный ремонт ступеней водослива, замена покрытий моста и установка на нем освещения. Работы производились под надзором специалистов КГИОП.

Мост передан на содержание СПб ГБУ «Мостотрест» в 2015 году; плотина на содержании СПб ГБУ «Мостотрест» не состоит.

Дополнительная информация

Ижорские заводы начинались с лесопильной мельницы на водяном двигателе, которая первоначально располагалась неподалеку от нынешнего поселка Ям-Ижоры. Первая плотина была построена там еще в 1710 году, за 12 лет до официальной даты рождения Ижорского завода и города Колпино. Мельница часто разрушалась из-за паводков, и в 1724  году по указу Петра ее перенесли на новое место, где берега реки были более высокими.

В начале XIX века комплекс колпинских гидротехнических сооружений был реконструирован под руководством Чарльза (Карла Карловича) Гаскойна – девятого по счету директора Адмиралтейских Ижорских заводов. Он повелел углубить и очистить дно Ижоры, построить поперек реки новую большую плотину (фактически – дамбу с водопропускной системой в центре) и прорыть левобережный Полукруглый канал для отвода избыточных паводковых вод.

Однако в апреле 1807 года Ижора во время наводнения вновь прорвала основную плотину. Решено было укрепить ее, углубить Полукруглый канал и прорыть новый – Прямой (ныне Комсомольский), также завершающийся плотиной, для сброса паводковых вод. Создание нового канала завершилось в 1809 году.

Современная системы мостов и каналов в центре города Колпино неразрывно связана с тремя плотинами, которые поддерживают уровень воды в разливе Ижоры. Плотина №1 представляет собой дамбу, по которой проходит бульвар Свободы, плотина №2 расположена у проходной Ижорского завода, плотина №3– за железнодорожным переездом, у старого Колпинского кладбища.