+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 26.04.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

История организации

23 марта 2024 года исполнилось 92 года СПб ГБУ «Мостотрест» – ведущей эксплуатационной организации в сфере транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

СПб ГБУ «Мостотрест» — преемник Мостовой эксплуатационной службы Санкт-Петербурга

Служба впервые упоминается в архивных материалах 1875 года. Тогда при Городской Управе было организовано строительное отделение, в обязанности которого входила, в том числе, эксплуатация невских мостов в количестве 151.

Работа по мостам заключалась в перестройке и текущих ремонтах. Так, в 1878 г. были перестроены мосты №1 и 2 в Петровском парке, Силин мост через р. Карповку, Сутугин мост через р. Екатерингофку. Производилась переборка надводных частей, укрепление старых и забивка новых свай, замена прочих ветхих частей новыми. На других переправах производились мелкие текущие ремонты по замене настилов, исправлении перил и других частей.

Также в обязанности строительного отделения входило содержание трех наплавных мостов через Неву с их весенней и осенней разводкой и наводкой. Это Петербургский (предшественник Троицкого), Воскресенский (соединявший центр города с Выборгской стороной) и Дворцовый плашкоутные мосты. Зимой важной функций службы становилась наводка мостов по льду Невы взамен наплавных.

В 1878 году были произведены работы на 46 переправах, наиболее значительные — на Строгановом (предшественник Ушаковского) и Большом Петровском мостах.

В 1890-е гг ремонт городских мостов заключался в замене ветхих балок, верхних и нижних настилов, в перестилке булыжной мостовой на мостах и выездах к ним, в ремонте тротуаров и перил, ледорезов и т.п.

На наплавных мостах также выполнялась замена насадок и пал, ремонт пролетных балок, схваток, поперечных прогонов. Плашкоуты выводили и конопатили их в доках.

После революции 1917 года

После Октябрьской революции «Отдел мостов и набережных» вошел в отдел Благоустройства Петроградского «Откомхоза». В 1926 году, при нем был организован «Район железобетонных мостов». При отделе создана проектная группа из 20 человек, выполнявшая проекты по капитальному ремонту и новому строительству сооружений. В дальнейшем из нее выросло строительное подразделение организации.

В 1925 г. в Ленинграде начались работы по реконструкции, новому строительству и капитальному ремонту старых мостов. Взамен пришедших в негодность деревянных средних и малых переправ строились новые капитальные мосты, как правило, из железобетона.

Постоянный рост числа искусственных дорожных сооружений в Ленинграде потребовал совершенствования структуры предприятия, оснащения его квалифицированным техническим аппаратом и необходимым оборудованием. На основании постановления пленума Ленсовета от 13 декабря 1931 г. был образован Трест строительства и эксплуатации мостов и набережных «Ленмосттрест».

23 марта 1932 года на заседании Президиума Ленсовета впервые был утвержден Устав Ленинградского Коммунального треста хозяйства мостов и набережных «Ленмосттрест». Эта дата считается днем основания организации.

К середине 1930-х годов в Ленинграде назрела необходимость замены деревянных мостов более капитальными сооружениями, многие переправы требовали безотлагательного ремонта. В 1936 г. принята «Программа строительства мостов и набережных 1936-1945 гг “Ленмостотреста”».

По своему географическому положению Ленинград, как ни один город в мире, имеет развитые водные артерии в черте города. Хозяйство мостов и набережных может быть оценено до миллиарда рублей. Общее количество мостов и труб – 695 с площадью мостов 156 434 кв. м., построенных в разные эпохи города, из разных материалов, крайне различных по конструкции. Из них разводных мостов – 20, железных – 33, железобетонных – 32, чугунных – 12, каменных – 25, деревянных – 445. Значительное протяжение береговой линии достигало в пределах существующих границ города до 303,6 км, с самыми разнообразными видами укреплений, а также вовсе не укрепленные.

(Из «Проекта плана строительства мостов и набережных “Ленмостотреста” на 1936-1945 гг»)

Одной из важнейших и сложнейших задач в области мостостроения на ближайшие 10 лет стала постройка больших постоянных мостов через реку Неву. Были сформулированы принципы их сооружения:

  • Мост должен рассматриваться не только как инженерное сооружение, но и приобрести значение архитектурного памятника.
  • Сопряжение моста с берегом должно решаться в разных уровнях движения, увязанных с уровнем выходящей на мост кольцевой магистрали.
  • Ширина моста должна исходить из двух полос тротуаров для пешеходов, двух полос проезжих частей для легкового и грузового транспорта и трамвайного пути.
  • Постоянные невские мосты в застроенной уже части города желательно видеть мостами с ездой по верху; в новых частях города допустимы решения с ездой по низу.
  • Разводные пролеты невских мостов должны устраиваться посередине.
  • Конструкции отдельных мостов и архитектурно-художественное оформление их должно подчиниться окружающей застройке и ее архитектуре.

В 1936 г. производилось новое строительство пяти мостов: Володарского, Арсенального, Рузовского, Яблоновского и Коломяжского и двух участков набережных: левый берег Обводного канала (от М. Петергофского моста до Н. Калинкина моста) и набережная правого берега Невы (от 2-й разгрузочной площадки до 5-й ГЭС).

4 февраля 1939 г Постановлением Президиума Ленсовета был образован Трест эксплуатации мостов и набережных под наименованием «Мостотрест». Он состоял в ведении «Дормоста» и ведал всеми мостами и набережными города Ленинграда. В ведении Треста на 1939 г. состояло 452 моста и 150 труб, всего мостов и труб 602 и набережных 565 583, 6 п. метров.

В функции Ленмостотреста входили: эксплуатация, текущий ремонт мостов и набережных города, разводка мостов, капитальное строительство и ремонт мостов и набережных, сдача в аренду береговых участков под выгрузку прибывающих водой грузов.

«Мостотрест» в дни блокады Ленинграда – читайте в разделе специального проекта «Мосты осажденного города»

После войны перед «Ленмостотрестом» встала огромная и сложнейшая задача по восстановлению мостового хозяйства Ленинграда. За время блокады резко ухудшилось техническое состояние искусственных сооружений г. Ленинграда. Большое количество деревянных мостов и гранитных стенок набережных находились в катастрофическом состоянии.

Из числа постоянных мостов 43 моста были металлическими. Окраска этих мостов должна была производиться каждые пять лет, однако на деле в последний раз она выполнялась в 1932-1935 гг Все металлические мосты города в сильнейшей степени были поражены коррозией.

Гранитные набережные были построены в конце XVIII века из бутовой кладки, на гидравлической извести, на слабых деревянных ростверках. Срок службы их заканчивался.

Для приведения в порядок аварийных мостов и набережных было необходимо ежегодно, начиная с 1947 г. капитально ремонтировать не менее 30-35 деревянных мостов и 3–4 км искусственных набережных.

При переустройстве и реконструкции старых мостов и набережных, строительстве новых мостов и набережных старые и недолговечные конструкции заменялись новыми:

  • Несущие конструкции пролетных строений деревянных мостов возводились исключительно из двутавровых стальных балок крупных профилей, которые вытесняли деревянные прогоны и подкосы.
  • Проезжая часть мостов, взамен быстро изнашивающихся дощатых настилов на деревянных поперечинах, устраивалась из жесткой деревоплиты с покрытием ее асфальтобетонным слоем.
  • Деревянные сваи заменялись железобетонными.

Во второй половине 1950-х годов планировалось построить 28 новых мостов. В эти годы применялись передовые для того времени методы работы: надвижка металлических балок на мосту в Стрельне, сборная железобетонная насадка на Лахтинском мосту, механический способ резки льда.

Восстановление исторического архитектурного облика мостов

В послевоенные годы главный инженер «Ленмостотреста» П.П. Степнов совместно с начальником Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда Н.Н. Белеховым и его преемником А.В. Победоносцевым провели огромную работу по восстановлению и реставрации уникальных мостов и береговых укреплений, по очищению реставрируемых объектов от наслоений более поздних эпох и возвращению им первоначального внешнего облика.

В 1947–1965 гг по заказу «Ленмостотреста» сотрудники Государственных научно-реставрационных производственных мастерских Ленгорисполкома составили 40 исторических справок о мостах, руководствуясь архивными и музейными документами. Справки эти с прилагаемыми к ним графическими материалами были положены в основу проектов воссоздания утраченных элементов декора мостов: обелисков, торшеров, оград, фонарей, скульптур, розеток, орнаментов и проч.

За двадцатилетний период реставрированы элементы декора более тридцати мостов.

В 1949 году были восстановлены металлические стойки с названиями переправ по единственному сохранившемуся образцу на Каменном мосту через канал Грибоедова.

***

В 1960-е годы в состав «Мостотреста» входил отдел капитального строительства, который исполнял функцию заказчика при новом строительстве сооружений и их капитальном ремонте. На основании Решения Ленинградского городского Совета от 25.02.1963 отдел был реорганизован в Дирекцию строительства и реконструкции мостов и гидротехнических сооружений.

В 1967 году для выполнения работ по специальным наблюдениям и обследованиям искусственных сооружений в 1967 году создана Мостоиспытательная лаборатория, а в 1969 году – отдел проектирования.

Развитие производственной базы треста началось с 1970 года, когда на ее территории, расположенной на набережной реки Охты, появились мастерские, кузница, столярный цех, автогараж и склады.

С 01.07.1992 г. на основании Распоряжения Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Мэрии Санкт-Петербурга Производственное ремонтно-эксплуатационное управление мостов и набережных (ПРЭУ «Ленмосттрест») преобразовано в Муниципальное предприятие «Мостотрест».

С 13.04.1998 г. на основании Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга Муниципальное предприятие «Мостотрест» переименовано в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Мостотрест» (СПб ГУП «Мостотрест»).

30 декабря 2015 года СПб ГУП «Мостотрест» преобразовано в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест» (СПб ГБУ «Мостотрест»).

С 2018 года в функции «Мостотреста» входит не только эксплуатация, но и ремонт городских мостов и тоннелей, а также капитальный ремонт набережных. Ранее полномочия по капитальному ремонту мостов, путепроводов, тоннелей и других искусственных дорожных сооружений относились к Дирекции транспортного строительства (ДТС). Реконструкция объектов на сегодня остается за ДТС.

СПб ГБУ «Мостотрест» находится в ведомстве Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.