+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

 

Все понятно!

Юбилей Литейного моста


50 лет назад, 1 ноября 1967 года, после масштабной реконструкции открылся Литейный мост через Неву, соединяющий Центральный район с Выборгским и Калининским. Мост знаменит тем, что крыло его разводного пролета – самое тяжелое в мире, его вес составляет 3225 тонн.

История

Литейный мост стал вторым постоянным мостом через Неву. Он был открыт в 1879 году на месте наплавного Воскресенского моста, который в этих местах существовал с 70-х годов XVIII века и располагался выше по течению, в створе Воскресенского проспекта.

План города 1777 года

После 1849 года плашкоутный мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным. А в 1869 году Городская дума приняла решение соорудить здесь постоянный мост.

Историческое фото строительства моста в 1877 году, http://opeterburge.ru/

Подробнее об истории строительства переправы и инновационных инженерных решениях, которые были применены в проекте, можно прочесть на странице Литейного моста в разделе «Мосты Петербурга».

Реконструкции и ремонты

В 1964 году, после реконструкции Волго-Балтийского водного пути, потребовалась перестройка некоторых невских мостов. Старый Литейный мост, как и его сосед — Троицкий мост, — имели поворотную систему разводных пролетов, что сильно ограничивало их судоходные габариты. Раскрывающаяся система имеет значительно большие возможности по пропуску судов, хотя требует более мощных приводов.

Проход судна через поворотный разводной пролёт старого Литейного моста

Проект реконструкции Литейного моста был разработан специалистами института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы. Работы проводились в 1966–1967 годах. В результате мост был полностью перестроен.

Поворотный разводной пролет заменили однокрылым раскрывающимся. Его переместили на более глубоководное место, ближе к центру Невы, и оборудовали современным гидравлическим приводом. Огромный устой, на который раньше опиралось крыло поворотного разводного пролета, перестроили, чтобы придать мосту гармоничный архитектурный облик.

Металлоконструкции пролетных строений изготавливали на стройплощадке выше по течению Невы, а затем доставляли к Литейному мосту по воде с помощью понтонов. Вес одного блока достигал 2500 тонн.

От старой переправы остались только основания и подводные части опор, а верхние части опор заменили. Сохранились и исторические решетки перильного ограждения; для нового разводного пролетного строения были созданы копии из более легкого сплава. Установили новые фонари, гармонично сочетающиеся с рисунком перил.

На подходах к переправе с обеих сторон соорудили транспортные развязки с тоннелями, а также гранитные спуски к Неве и пешеходные дорожки под мостом вдоль набережных.В результате реконструкции ширина моста увеличилась на 10 метров.

На время реконструкции моста был организован перевоз через Неву. Он стоил 5 копеек, как билет на автобус

Объявление об открытии перевоза через Неву в связи с реконструкцией Литейного моста. 1966. Фотография А. Ю. Гутникова ЦГАКФФД СПб: https://spbarchives.ru/

В 1967 году работы были завершены. Чтобы испытать прочность и надежность переправы, по Литейному мосту прошли танки.

Испытания моста после реконструкции. Источник: http://oldsp.ru/old/photo/view/6153

1 ноября движение по мосту было открыто. Это событие приурочили к празднованию 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Характеристики моста

Современный Литейный мост — шестипролетный, его длина — 394,3 метра, ширина — 34,6 метра.

Левобережный пролет сталежелезобетонный разрезной балочный. Правобережные пролеты перекрыты четырехпролетной неразрезной сталежелезобетонной балкой.

Разводной пролет однокрылый раскрывающегося типа, длина — 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

Чугунное перильное ограждение Литейного моста включено в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры. Автор решетки — архитектор Карл Рахау.

Решетка. Источник: https://wikimedia.org/

Информация для туристов

С Литейным мостом связано много городских легенд. Существует предание, что на месте переправы когда-то стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи образовывался черный водоворот — он затягивал людей, а из водоворота вылезала нечистая сила. По другой легенде на дне Невы лежит кровавый валун, на котором в глубокой древности приносили человеческие жертвы. Говорят, что камень, прозванный в народе Древним Атаканом, мстит людям — именно с ним связывают множество погибших рабочих на строительстве Литейного моста в 1870-е годы.

На самом же деле, скорее всего, аномальные явления тут ни при чем, просто Литейный мост построен на самом глубоководном и сложном участке Невы. Река здесь имеет наибольшую глубину — 24 метра, дно покрыто слоем илистой глины, что создавало проблемы при строительных работах в XIX веке.

В наше время туристов может заинтересовать также причал для прогулочных судов, расположенный за Литейным мостом, на Арсенальной набережной (напротив площади Ленина и Финляндского вокзала), – отсюда можно отправиться на экскурсию по Неве, рекам и каналам.

Панорама Литейного моста

Литейный мост в проекте «Мосты Петербурга»