+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Юбилей Иоанновского моста


Ровесник Санкт-Петербурга, Иоанновский пешеходный мост, в 2018 году отмечает две юбилейных даты: 315 лет — первому наплавному мосту Северной столицы и 280 лет — постоянной переправе, соединяющей Петроградскую сторону с Петропавловской крепостью через Кронверкский пролив.

История

В 1703 году при закладке Петропавловской крепости Петр I приказал навести деревянный наплавной мост через Кронверкский пролив. Переправа соединила Заячий остров, где возводилась крепость, с Городовым островом (впоследствии Петербургский и с 1914 года — Петроградский остров). Мост был разводным, двухпролетным и стоял на деревянных барках. Он получил название Петровский.

Наплавной мост на плане Санкт-Петербурга 1705 года

В 1706 году наплавной мост заменили свайно-подкосным. Он имел два разводных пролета с крепостным укреплением между ними. В годы войны со Швецией это была скорее временная переправа, которую, в случае приближения войск противника, можно было бы сжечь. По окончании войны было решено построить постоянный мост.

1732 г. Б.Х. Миних. План Санкт-Петербургской фортификации с кронверком. Источник: http://p3.citywalls.ru/photo_29-30339.jpg?mt=1273625807

В 1738 году по проекту военного инженера Б.Х. фон Миниха началось строительство Иоанновских ворот Петропавловской крепости. В створе ворот соорудили новую 16-пролетную переправу. Она состояла из двух каменных аркад у берегов и расположенного между ними деревянного моста свайной системы с одним разводным пролётом. Разводился мост вручную.

Постоянный Петровский мост на плане Санкт-Петербурга конца 1730-х годов

В 1787 году Петровский мост был переименован в Иоанновский, по одноименным воротам и равелину, которые, в свою очередь, названы в честь брата Петра I (с 1752 по 1787 год Иоанновским назывался другой мост, перекинутый через ров у Иоанновского равелина, в дальнейшем ров засыпали, а мост разобрали).

Реконструкции и ремонты

Иоанновский мост перестраивали много раз. В 1801–1802 годах деревянную часть заменили 8-пролетным сооружением шпренгельной системы с однокрылым разводным пролетом. На каменных аркадах установили гранитный парапет.

Арочные пролеты правого крыла, со стороны Петербургского острова, были засыпаны в 1827 году при благоустройстве въездов на Суворовский мост через Неву. Арки левого крыла, со стороны крепости, оказались засыпанными постепенно, вследствие наносов грунта с реки, а в XX веке их заложили бутовой плитой.

Перильные ограждения на каменной части переправы были металлическими, на деревянной части — деревянными.

Крестный ход на Иоанновском мосту, 1908 год (фото К. Буллы)

Иоанновский мост в конце 1920-х годов

Масштабной реконструкции мост подвергся в начале 1950-х годов. В 1950–1951 годах переправу перестроили по проекту инженера В.В. Блажевича. Разводной пролет был ликвидирован, семь пролетов перекрыты металлическими балками, опоры обшиты досками. Проезжую часть и тротуары покрыли дощатым настилом.

В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача старые перила в обеих частях моста были заменены чугунными решетками художественного литья. На мосту установили торшеры с фонарями в стиле начала XIX века. Часть перил и фонарей перенесли с Троицкой площади, где они, в свою очередь, оказались в начале XX века после демонтажа наплавного Троицкого моста.

Мост после реконструкции 1951–1953 годов

Мост после реконструкции 1951–1953 годов

В 2001–2003 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга, проведен новый капитальный ремонт. Были отремонтированы деревянные опоры, заменены металлическое пролетное строение и деревянный настил проезжей части и тротуаров, выполнена облицовка устоев и аркад. Внутренний полукруглый свод моста был усилен и покрыт химическим защитным составом, предохраняющим от негативного воздействия воды. Отреставрированы фонари, на которых восстановили фигуры двуглавых орлов. Обновлены перильные ограждения.

В 2016–2017 гг. был произведен последний по времени ремонт переправы, включающий восстановление бутовой кладки и облицовки аркад, замену поврежденных деревянных элементов русловых опор и окраску металлического пролетного строения, реставрацию чугунного декора (перила и торшеры). Также заменены деревоконструкции моста и булыжное мощение мостовой над аркадами.

Ремонт Иоанновского моста, конец 2016 года

Характеристики моста

Иоанновский пешеходный мост перекинут через Кронверкский пролив в створе Иоанновских ворот Петропавловской крепости, неподалеку от Троицкой площади. Это семипролетное деревянное сооружение с металлическим пролетным строением длиной 74,66 метра и шириной 10,54 метров на деревянных русловых опорах с каменными аркадами.

Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

На свайном кусте рядом с Иоанновским мостом установлена фигурка зайца, получившая неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Памятник был открыт 8 мая 2003 года в честь завершения ремонта переправы и 300-летия Петербурга. Авторы проекта — петербургский скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко. Скульптура высотой 58 см выполнена из сплава силумина, алюминия и дюраля и покрыта нитридом титана.

Рядом с Иоанновским мостом на Кронверкской набережной расположен причал прогулочных судов, с которого можно отправиться на экскурсию по рекам и каналам Петербурга.

Иоанновский мост в проекте «Мосты Петербурга»