+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 16.10.2018 на 17.10.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Большой Каменный мост

Россия, Санкт-Петербург
Большой Каменный мост

Общая длина: 44,2 м

Водная преграда: р. Славянка

Архитекторы: Ч. Камерон

Год открытия: 1793 (старый каменный), 1961 (современный)

Назначение: Автомобильные, Пешеходные

Ширина моста: 16,3 м

Инженеры: Ф.В. Бауэр (старый каменный мост ), В.В. Блажевич (современный)

Большой Каменный мост на карте

Характеристики моста

Большой Каменный мост перекинут через реку Славянку по улице Революции в городе Павловск (Пушкинский район Санкт-Петербурга).

Длина переправы – 44,2 метра, ширина – 16,3 метра. Мост трехпролетный железобетонный арочный с гранитной облицовкой, установлен на сплошной бетонной фундаментной плите, заложенной в кембрийской глине. Устои, промежуточные опоры, обратные и щековые стенки – , массивные, бетонные. В среднем пролете моста с низовой стороны установлены металлические двери.

Перила моста – из металлических прутьев, закрепленных между гранитными тумбами. Тротуар отделен от проезжей части металлическим ограждением.

История моста

Первый мост через реку Славянку был сооружен в этом месте в 1790-1793 годах во время работы в Павловске архитектора Чарльза Камерона. Автор проекта моста точно не установлен, но сооружение моста приписывается инженеру генерал-поручику Ф.В. Бауэру.

Мост был каменный двухпролетный арочный, с косым расположением отверстий. Облицовка фасадов — гранитная, материал сводов – бутовая или кирпичная кладка. Перила на мосту – металлические трубчатые кованные, установлены между гранитными тумбами и блоками парапета. Под мостом в каждом из пролетов располагались деревянные шандорные плотины – водоспуски, обеспечивавшие поддержание уровня воды в Мариентальском пруду.

В 1910 году мост нарастили на высоту до 1 метра и уширили до 10,5 метров устройством консолей с установкой новых металлических перил в стиле модерн. В результате этих перестроек исторический вид моста был нарушен. В таком виде мост просуществовал до 1944 года, когда немецкие войска полностью уничтожили его при отступлении из Павловска.

В результате взрыва моста и плотины Мариентальский пруд полностью обмелел и превратился в заболоченный луг с узкой лентой реки Славянки.

В том же 1944 году в створе взорванного моста был построен деревянный мост, быстро пришедший в ветхое состояние и замененный в 1953 году новым узким деревянным мостом с опорами на ряжах и лежнях.

Учитывая, что утраченное сооружение имело серьезное транспортное и гидротехническое значение, одновременно являясь оригинальным  архитектурным и инженерным памятником конца XVIII века, было принято решение о постройке нового моста в современных материалах, отвечающего транспортным требованиям, но с воссозданием исторического внешнего облика.

Это решение было реализовано в 1961 году по проекту В.В. Блажевича, институт «Ленгипроинжпроект».

В 1965 году, чтобы ограничить доступ посторонних лиц к шандорным устройствам, в среднем пролете моста с низовой стороны были установлены металлические двери.

В 1981 году произведен ремонт моста, в основном заключающийся в очистке песком наружных частей облицовки, окраске металлических поверхностей, ремонте шандорных устройств.

Дополнительная информация

Большой Каменный мост является объектом культурного наследия федерального значения, он числится в реестре как «Мост Большой»