+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Почтамтский мост

Россия, Санкт-Петербург
Почтамтский мост

Категория: Пешеходные мосты

Ширина моста: 2,5 м

Водная преграда: р. Мойка

Общая длина: 39 м

Год открытия: 1824

Инженеры: Вильгельм фон Треттер, В.А. Христианович

Почтамтский мост на карте

Характеристики моста

Почтамтский пешеходный мост перекинут через реку Мойку в створе Большой Морской улицы и Прачечного переулка и соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это однопролетное цепное висячее сооружение, длина его составляет 39 метров, ширина — 2,5 метра. Это единственный в Петербурге висячий мост, где сохранилась (точнее, была восстановлена) оригинальная конструкция, созданная в первой четверти XIX века.

Интересно, что перильные ограждения моста не крепятся к пилонам, что обеспечивает элементам конструкции свободу движения и делает их более долговечными. 

История моста

В конце XVIII века здесь был сооружен 4-пролетный деревянный мост балочной системы с деревянными устоями и промежуточными опорами, обшитыми досками. К началу XIX века он обветшал и требовал замены.

В 1823-1824 г.г. по проекту и под наблюдением инженера Корпуса путей сообщения В. Фон Треттера мост был перестроен в пешеходный однопролетный висячий. Строился он одновременно с Пантелеймоновским цепным проезжим мостом через р. Фонтанку. Конструкция моста представляла собой закрепленные в береговых чугунных обелисках-пилонах с веерообразными секторами провисающие цепи из кованного железа, которые удерживали деревянное пролетное строение посредством подвесных стержней круглого сечения. Кованные железные цепи крепились к обелискам-пилонам специальными шарнирными замками. Обелиски завершались позолоченными шарами.

Мост начал эксплуатироваться явочным порядком: местные жители, не дожидаясь окончания строительства, стали переходить Мойку по строящемуся мосту. Некоторые детали моста, в том числе перила, на тот момент не были установлены, и мост достраивался в процессе эксплуатации. При движении пешеходов мост сильно раскачивался из-за небольшой жесткости. Для предотвращения неравномерной раскачки на входах моста были установлены отлитые из чугуна турникетки — крестообразные вертушки для регулирования движения пешеходов.

Для облегчения веса моста в 1902 году с него были сняты железные кованные решетки и установлены более легкие, простого рисунка.

Из-за прогрессирующих деформаций пролетного строения в 1905 году под пролетное строение были подведены деревянные опоры, мост перестал быть подвесным. Висячий однопролетный мост был превращен в трехпролетный балочно-разрезной системы.

В 1953 году деревянное пролетное строение было заменено металлическими двутавровыми балками. Сохранились лишь провисающие цепи как украшение, напоминающее о своей былой роли. Восстановленные речные опоры были обшиты досками.

В 1956 году по инициативе главного инженера Ленмосттреста П.П. Степнова было вновь восстановлена первоначальная чугунная решетка по проекту архитектора А.Л. Ротача.

В 1968 году была восстановлена позолота шаров на обелисках.

В 1981-1983 г.г. по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта Б.Б. Дворкина и Р.Р. Шипова было произведено восстановление висячего моста в прежнем виде. Новое металлическое пролетное строение было изготовлено на Судоремонтном заводе в Петрокрепости, цепи — на Канонерском заводе, а веерообразные сектора-пилоны – на Кировском заводе. Была произведена переборка старых устоев моста. Ненужные промежуточные опоры были разобраны. Мост вновь стал висячим. Восстановление моста производилось силами РСУ Ленмосттреста под руководством главного инженера Д.М. Лабутина.

02 февраля 2001 г. предположительно из-за резкого понижения температуры воздуха было разрушено звено наружной цепи с низовой стороны. Переправу закрыли на ремонт, и 14.02.2001 года мост был открыт для движения.

В 2003 году мост капитально отремонтировали по проекту ЗАО «Институт «Стройпроект», инженер Ю.Б. Девичинский. В ходе ремонта полностью заменены цепи — их выковали на заводе «Адмиралтейские верфи», увеличив диаметр в 1,5 раза. Усовершенствована балка жесткости, отреставрированы перила, пилоны и детали художественного декора. На время ремонта пролетное строение было полностью демонтировано, работы производились на базе подрядчика — компании «Мостспецмонтаж». 29 декабря 2003 года обновленный Почтамтский мост был введен в эксплуатацию.

Дополнительная информация

В 1822–1827 годах в Санкт-Петербурге было построено семь цепных висячих мостов, из которых до наших дней сохранились лишь три: Банковский и Львиный через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) и Почтамтский мост через Мойку. При этом Банковский и Львиный мосты фактически являются балочными, где цепи выполняют лишь декоративную функцию.

Таким образом, только Почтамтский мост дошел до нас в своей исторической конструкции. Мост находится под охраной КГИОП.